57
лет эффективной работы
ведущее предприятие в отрасли компрессоростроения

 

 

 

 

 

 

У истоков компрессоростроения АО «ПТМЗ» концерна «Укрросметалл»

03/12/2013

Компрессоростроение является динамично развивающейся отраслью машиностроения. В третье тысячелетие данная отрасль вошла в стадии интеграции и интернационализации производства, в поисках новых схем компрессорных машин, обеспечивающих высокий уровень экономичности и предоставления заказчику полного комплекса услуг.

Мы попросили ветеранов-машиностроителей Полтавского турбомеханического завода концерна «Укрросметалл» рассказать о зарождении производства компрессорной техники на предприятии.

Михаил Максимович Клунник, вспоминая свою трудовую биографию, отметил: «В 1958-м мне было 20. При заводе действовал вечерний техникум. Именно в том году защитили дипломы 83 выпускника. Меня направили токарем в цех ТЗЧ, но вскоре я перешел во 2-рой механосборочный цех контролером ОТК, поскольку там начиналось производство новой продукции. Большая группа работников предприятия была откомандирована перенимать опыт на Харьковский завод им. Малышева. Вернулись они вместе с харьковчанами. Представьте, во 2-ом цехе в три смены работало тогда 630 человек. Вот Зина Кольвах это подтвердит, она на то время была на заводе первой крановщицей, – Михаил Максимович обратился к присутствующим на празднике, чтобы они поприветствовали Зинаиду Андреевну – такие ветераны заслуживают уважения».

В 60-х годах прошлого столетия Михаил Клунник, работая уже мастером 2-го цеха, был задействован на серийном производстве компрессоров КТ-6. Быстрыми темпами выпуск этих машин составлял 150 единиц в месяц. Параллельно изготавливались компрессоры Э-500. Когда начали разрабатывать компрессорную станцию ПКС-3,5, приходилось дневать и ночевать на заводе.

«Я мог работать, не выходя из цеха, по 4 смены. Первый стенд испытаний ПКС-5,25 мы сделали ночью из шпал и утром продемонстрировали директору, как он работает», – уточнил Михаил Клунник.

Михаил Максимович считает, компрессоростроение дало мощный толчок в развитии всего предприятия, его конструкторских и технологических служб.

Анатолий Михайлович Грядовкин, который начал работать на заводе с 14 лет, после окончания техникума отдал предпочтение рабочей профессии слесаря. Он возглавил бригаду сборки машин ПКС. «С первого дня мы работали в тесном сотрудничестве с инженерно-техническими специалистами, – вспоминает события начала 70-х годов Анатолий Грядовкин. – Сначала выпускали ПК-5,25 с ГАЗоновским двигателем, ежемесячно по 300-350 компрессорных станций, максимальное количество – 426 машин. В целом изготовили таких установок на предприятии – 14 650 штук. С 1978 года начали выпуск компрессорных станций с дизельным двигателем. За время эксплуатации продукция зарекомендовала себя как качественная и надежная. Вообще производство напрямую зависело и зависит от рабочих рук. Я считаю, что традиции, заложенные нашим поколением, будут приумножаться и в дальнейшем».

Выпускник Харьковского политехнического института Владимир Александрович Довгалев принимал непосредственное участие в создании компрессорной техники на Полтавском турбомеханическом заводе, начиная с 70-х годов ХХ века. В 1975 он стал заместителем главного конструктора, а с 1982 по 2002 годы – главным конструктором. Начало выпуска компрессорной техники на Полтавском турбомеханическом заводе Владимир Александрович оценивает как большое событие, которое перестроило работу всего предприятия: «Взять литейное производство. Одно дело, когда завод изготавливал единичные изделия: литейную форму для такого заказа склеивали из сырой древесины и после отливки выбрасывали. Другое дело – массовое производство. Полностью изменился характер работы служб. Отдел главного конструктора до 1958 года состоял из 7 работников. Единственным счетным прибором были счеты. Ровесник ХІХ столетия Василий Андреевич Прокопенко, который закончил училище при царе-батюшке, умел считать на логарифмической линейке. Задания ставились простые. Вся документация разрабатывалась «наверху». Экономика СССР строилась по целостному принципу. Каждое Министерство спускало конструкторские и технологические разработки вниз на предприятия. Заводским специалистам оставалось посчитать чертежи и написать материальную ведомость – форму 18. Конечно, это не требовало высокой квалификации, да ее и не было. В основном на предприятиях работали люди со средним образованием. С 1958 года все кардинально изменилось. Логика серийного производства предвидела усовершенствование конструкций, технологий, организации производственного процесса. И на заводе нашлись люди, которые подхватили новую волну, дали толчок творчеству. Затем предприятие пополнилось специалистами высших учебных заведений, а у истоков компрессоростроения стояли работники-самородки. Инициатором, вдохновителем, человеком-локомотивом, который тянул на себе все новинки, был заместитель главного конструктора Владимир Николаевич Бобышев. Самым серьезным документом, подтверждающим его профессиональную квалификацию, считалась справка об окончании церковно-приходской школы. Владимир Николаевич принадлежал к категории практиков, с которых выходили самые ответственные и умелые инженеры. Владимир Бобышев инициировал разработку компрессоров ПК, предназначенных для локомотивов. В то время три предприятия в стране выпускали компрессорные станции, но те машины были несовершенны, четырехколесные, с тяжелыми тихоходными компрессорами и дизелями. Наша легкая, одноосная станция удивила всех, ее технологические параметры получили высокую оценку. Дальше мы начали выпускать дизельные станции. Потом появились троллейбусные компрессоры, компрессоры на дизельные поезда и электрички. Уникальной была разработка компрессора ЭПКУ-0,05/6С для Днепропетровского электровозостроительного завода. Компрессор вообще не требовал смазки. Первые образцы выпускали на экспериментальном участке ОГК. На базе компрессора ПК создано большое количество компрессорных установок. Владимир Бобышев инициировал разработку свободнопоршневого дизельного компрессора, где в одном агрегате соединены дизель и компрессор. К сожалению, много уникальных разработок не были утверждены для массового производства.

Начало ХХІ века ознаменовалось разработкой винтовых компрессорных станций – мечты конструкторов, что появилась еще в 60-х годах ХХ столетия. Впервые в мире такие машины освоили немецкие специалисты, на постсоветском пространстве их выпуск успешно внедрили на одном из ленинградских заводов. Мы тоже конструировали трехвинтовые компрессоры (ныне изготавливаются двухвинтовые.

Уникальной вышла роторно-поршневая машина РПК-6/11, которую мы успешно сдали приемной комиссии и один из восьми образцов даже экспонировали на промышленной выставке в Мельбурне. Этот компрессор был среди экспонатов музея завода и, мне кажется, если бы в нем заменить «горючее», прекрасно бы заработал.

По интенсивности новых разработок с Полтавским турбомеханическим заводом мало кто мог соперничать. Еще тогда предприятие получило хороший стимул к мощному развитию «технического творчества» на заводе.

– Если пересчитать все машины, какие были освоены, в среднем выйдет, что завод проектировал и внедрял в производство больше 2-х единиц новых изделий ежегодно. Такой производительности могло бы позавидовать любое предприятие, – завершил свое выступление бывший главный конструктор Полтавского турбомеханического завода Владимир Довгалев.

На протяжении последнего десятилетия (с тех пор, как Полтавский турбомеханический завод вошел в состав концерна «Укрросметалл») на АО «ПТМЗ» разрабатывалась продукция не только для собственных нужд, но и для предприятий концерна. Более 50 наименований малых компрессорных установок ряда ЭПКУ переданы в производство Глуховского завода «Электропанель», три передвижные винтовые компрессорные установки с дизельным приводом изготавливаются на АО «НПАО «ВНИкомпрессормаш».

В целом в номенклатурном перечне Полтавского турбомеханического завода более 280 наименований компрессорных машин. Будущее у предприятия большое, потому что компрессор, как промышленная продукция, не утратил своей актуальности.

Компрессоростроение на АО «ПТМЗ» начиналось с локомотивных компрессоров и сейчас это направление для развития является достаточно перспективным. До 2030 года Российская Федерация планирует полностью обновить локомотивный парк, построить 28 тысяч единиц подвижного состава. Многие производители борются за право поставок своей продукции на российский рынок. Немало важно, что первые два электровоза вышли в эксплуатацию с винтовыми компрессорными установками АО «ПТМЗ».

В настоящее время ведутся работы по согласованию ТЗ (технического задания) и габаритных чертежей винтовых агрегатов типа АКВ для поставки на Брянский машиностроительный и Людиновский тепловозостроительный заводы.

Самой массовой продукцией, востребованной рынком, являются стационарные электроприводные и дизельные винтовые станции.

2013 год для АО «ПТМЗ» ознаменовался презентацией нового поколения винтовых компрессоров, получивших название «Вітер». Главная особенность которых – использование комплектующих лучших европейских производителей. В июле на базе Полтавского турбомеханического завода состоялась научно-практическая конференция, в ходе которой потенциальные клиенты и дилеры с Украины, России, Беларуси и Казахстана смогли убедиться в высоких технических показателях и надежности новой винтовой линейки компрессоров.

Осенью 2013 года винтовые компрессоры «Вітер» были представлены на международной выставке компрессорной техники в Москве.

АО «ПТМЗ» на достигнутом не останавливается. Компания будет расширять ряд продукции, как за счет создания новых станций, так и специальных газовых винтовых установок.

Сегодня службу главного конструктора АО «ПТМЗ» возглавляет Владимир Лещенко. У него в подчинении 12 инженеров-конструкторов и 5 работников экспериментального участка, преимущественно – молодые и перспективные специалисты, которым по плечу решение любых производственных задач.